Приозерск. Легенды и были о древнем городе

Карельский перешеек

Зеленое полотно лесов, на которое брызнули голубой краской озер.

Попавший сюда однажды, влюбляется в природу сурового края с первого взгляда, окончательно и бесповоротно. Может быть, интуитивно чувствует, что нога его ступила в колыбель земли Русской?

23 мая 1989 года в Петрозаводске кандидатом географических наук В.И. Параниным из Ленинграда была выдвинута новая гипотеза происхождения Руси и Карелы.

Приозерск

Приозерск

Фото: areborsa

«История Руси к моменту образования Древнерусского государства уже насчитывала по крайней мере пять столетий. На севере Европы существует группа языков, на основе которых могло появиться название Русь со значением „верховая“, „южная страна“ — это прибалтийско-финские языки… Наиболее вероятным языком предстаёт карельский. Речь идет о территории, которая в настоящее имя носит название Карельского перешейка и которая в прошлом представляла собой остров, поскольку система Вуоксы соединялась в районе Выборга с Финским заливом. Другой протокой была Нева, а между ними простирался остров, который и размерами, и ландшафтом, и географическим положением совпадает с островом Рус из арабских источников».

Итак, мне посчастливилось родиться в краях «откуда есть пошла земля Русская». Задумывалась ли я когда-нибудь об этом? Честно признаюсь – нет. Более того, нынешняя история родного края не наполняла меня краеведческим энтузиазмом. Волну интереса к богатому героическому прошлому города Приозерска принес скандинавский ветер. Копнула поглубже историю северных соседей и другими глазами посмотрела на родные края.

Приозерск

Приозерск

Фото: areborsa

Карельская легенда создания города

Широка, глубока река Вуокса. Много дней несут ее воды караван лодок. Люди, путешествующие по реке, устали и выбились из сил. Сильным было их желание построить город в верховьях Вуоксы. Но все, что они строили в течение дня, неведомая сила за ночь разрушала. И когда люди уже совсем отчаялись, раздался голос с неба, что дело их богам не угодно. И было им наказано плыть в лодках до тех пор, пока не услышат голос кукушки – там и ставить город… Чутко прислушиваются гребцы. Заходящее солнце скользит последним лучом по верхушкам берез – и вдруг в вечерней тишине над водой звонко разносится: «Ку-ку,ку-ку, ку-ку…». Кукует кукушка. Причаливают лодки. Забывают про усталость люди. Городу — быть. И носить ему имя Кякисалми («Кукушкин пролив»). Такова карельская легенда о возникновении города, который в разные годы звался Корелой, Кексгольмом, Кякисалми, Приозерском.

Рюрик – основатель Древнерусского государства

Еще одна легенда – или быль? – говорит о том, что именно на территории крепости Корела захоронен Рюрик – основатель Древнерусского государства.
Земли эти – исконно русские – слышали речь иноземцев не единожды. Особенно в годы русско-шведской борьбы XIII – начала XIV веков, когда в результате упорных и продуманных действий шведы осуществили ряд удачных походов в Западную Карелию.

Организовывались эти походы на манер древнего военно-морского ополчения (ледунга). Служили в отрядах крестоносцы-наемники, как правило, немцы и датчане. Интересно, что в хрониках тех времен «христианами» скандинавы величают только себя, славяне и карелы, принявшие православную веру, прозываются «язычниками».

Передвигались войска шведов зимой по льду, летом на парусно-гребных шнеках по открытой воде. Предпочтительнее, конечно, были летние походы. Крепости брали осадой: ослабляли гарнизон защитников голодом и принуждали к капитуляции.

«Шведы достигли карельской земли.
На берег они под утро сошли
рядом с деревней. у речки стоящей.
Эту деревню нашли мирно спящей
Сильно промокли и очень устали,
там пять ночей у воды ночевали,
карелов убили, дома их сожгли
и много ушкуев, что рядом нашли.
Потом разрубили челны и спалили.
Натешившись, люди домой заспешили»
( «Хроника Эрика», 1320—1330 гг перевод А.Ю. Желтухина).

В 1293 году маршал и регент-наместник Швеции Торгильс Кнутссон направил свои войска через Балтику и Финский залив в Карелию.Выступили в мае, вернулись домой осенью. За это время на завоеванной у карел земли шведские рыцари построили замок из камня – Выборг.

«…Выборг – та крепость – лежит на востоке
В камень одели крепости стены.
После отправились к дому степенно»…

В Выборге был оставлен военный гарнизон. Управлял землями вокруг замка Сигурд Локке – «суровый наместник». В 1295 году Сигурдом была предпринята в конечном счете не слишком удачная попытка завоевать земли в восточной части карельского перешейка, чтобы закрепиться на ладожском конце вуоксинского водного пути.

«…Кексгольм потом взяли.
Город сжигать христиане не стали».

Город был разграблен, уцелевших карелов отправили в Выборг – в плен. в Кексгольме оставили часть шведского отряда, другие с награбленным добром «вернуться домой собрались».

Вот что гласить Новгородская I летопись: «В лето 6803. Поставиша Свея с воеводою своим Сигом город в Кореле; новгородци же,шедши, город разгребоша, а Сига убиша, не пустиша ни мужа».

А вот строки из «Хроники Эрика»:

«…много и русских погибло в той сече –
слышались раненых крики далече.
Когда свеи силы свои собирали,
то русские в страхе от них убегали
всё же христиане тогда полегли
Сигурд Локе был там убит
Вот как русские крепость ту взяли.
Сами ее с той поры укрепляли.
Оставили в крепости мудрых людей,
чтоб христиан рядом не было с ней».

В честь этой знаменательной победы новгородцев в 1296 году по велению архиепископа Климента возвели в Новгороде каменную церковь Воскресения Христова.

При Иоанне Грозном шведский генерал французского происхождения Понтус де ла Гарди (Делагарди) захватил Корелу снова и переименовал город в Кексгольм. Король Швеции Юхан III поспешил пожаловать новой провинции достоинство герцогства и присвоил ей герб: на геральдическом щите испанского типа (округлый внизу) изображена белая горящая крепость, поднимающаяся из воды. Город был завоеван в 1581 году, а в 1583 году Понтус делагарди утонул при переправе через реку Нарову во время переговоров о возвращении русских земель. На Руси событие это восприняли как проявление гнева господня за его «безбожное окаянство». Но Корельский уезд на целых 17 лет остался в иноземной власти и только по Тявзинскому мирному договору 1595 года был возвращен Московии.

В 1607 году Карл IX через выборгского наместника предлагает Василию Шуйскому помощь в борьбе с внешним нашествием и внутренними врагами. Дважды отказывался русский царь, рассчитывая на собственные силы. но в конце концов вынужден был помощь принять, передав по выборгскому договору 1609 года Корелу с уездом в обмен на военную поддержку шведского короля. однако, горожане были против этого решения и встали на защиту города. Возглавил оборону один из предков великого поэта А.С. Пушкина – Иван Пушкин. Осадными шведскими войсками командовал генерал Якоб Понтус Делагарди (сын Понтуса Делагарди). 2 марта 1611 года гарнизон крепости капитулировал. Из 3000 первоначальных защитников осталось около 100, но они вышли свободно – со знаменами и оружием, так как шведы побоялись, что отчаянные защитники крепости взорвут ее вместе с собой. Столбовский мир ( 27.02.1617 года) закрепил Кексгольмскую территорию за Швецией, которая владела ею почти целое столетие. В ходе Северной войны город вновь стал русским. 8 сентября 1710 года генерал Р.В.Брюс заставил капитулировать гарнизон Кексгольма.
Несмотря на небольшие размеры и населенность, Кексгольм в Российской империи считался славным городом, наравне с Кронштадтом, Нарвой и другими известными городами Северо-Западного региона.

С 1811 года Финляндская (Выборгская) губерния была передана в состав Великого княжества Финляндского. Стал частью Финляндии и Кексгольм – город-здравница, город-яблоневый сад. Многие известные в Финляндии люди жили и отдыхали в небольшом уютном провинциальном городке – архитекторы, писатели, художники. Город жил чистой немудреной жизнью вплоть до советско-финляндской войны 1939 года, когда местное население было эвакуировано в связи с бомбардировками города (тогда выгорело 95% строений в городе). 19.03 1940 года согласно Московскому мирному договору Кексгольм был передан командованию Красной армии.
Исконно русские земли вернулись в Россию.

Река Вуокса

Много воды утекло в реке Вуоксе с тех времен. Заметно обмелела и сама река Вуокса. Смотрится в ее воду небольшой старинный городок Приозерск. Что видит он в своих полуснах? Древние челны, приставшие к берегу и людей, поставивших первые срубы поселения Корела? Горящую во время осады крепость Кексгольма? Знаменитые яблоневые сады довоенного Кякисалми?
Что бормочет вода на каменных перекатах – может быть, повторяет имена людей, побывавших в этом городе? Имена громкие, известные – Петр Великий и Иоанн Антонович (Иоанн VI); святители Иннокентий (Нечаев) и Тихон Задонский (Соколов); А.В.Суворов и М.И. Кутузов; Александр I и В.А.Жуковский; декабристы А.П.Барятинский, Ф.Ф. Вадковский; И.И.Горбачевский; В.К.Кюхельбекер; А.В.Поджио и др. узники Кексгольмской крепости; Н.С.Лескоа и П.И. Чайковский; архитекторы И.Я. Аренберг, А.Линдгрен и У.Улберг; Ю.В. Андропов, В.В.Путин…

Край лесов и озер

В наше время основными отраслями промышленности Приозерского района являются лесная промышленность и сельское хозяйство.
Край лесов и озер – благодатное место для развития туризма, все больше баз отдыха, гостиниц, пансионатов открывается в нашем краю. Много лет проводятся состязания байдарочников на Лосевских порогах. Завоевал заслуженную популярность лыжный курорт в Мичуринском, набирает обороты «Игора». Стали традицией ежегодные реконструкторские фестивали в крепости Корела. Проводятся сельскохозяйственные ярмарки. На городской площади часто дают концерты коллективы Приозерского района и Ленинградской области, выступают в культурном Центре команды КВН, даются спектакли, готовятся праздничные развлекательные программы…
Дремлет старинный городок. Заполняют немудреными занятиями свои дни жители Приозерска.

Плывут по высокой весенней воде лодки. «Ку-ку,ку-ку,ку-ку…» – ведет свой вечный счет кукушка, накуковавшая рождение моего родного города.